Аэропорт Симферополь в городе Симферополь в стране Украина

На русском: Симферополь

На английском: Simferopol

Код аэропорта: SIP

Широта аэропорта: 45.020657

Долгота аэропорта: 33.99819

Часовой пояс: UTC+03:00

Корректировка летнего времени: отсутствует

Название часового пояса: Europe/Simferopol

Город: Симферополь

Страна: Украина

Аэропорт Симферо́поль (укр. Міжнародний аеропорт Сімферополь імені Султана Амет-Хана, код Росавиации — УРФФ, IATA: SIP, ICAO: UKFF) — аэропорт города Симферополя в Крыму. Расположен в 12 км к северо-западу от центра города, в посёлке Аэрофлотский.

С марта 2014 года аэропорт обслуживает только российские рейсы. Официальные международные рейсы не осуществляются, что связано с санкциями, введёнными после присоединения Крыма к России, и спорным правовым статусом полуострова.

В настоящее время аэропорт занимает 5-е место среди аэропортов России по числу обслуживаемых пассажиров (5,2 млн в 2016 году).

Вблизи Симферополя имеется также аэропорт местных воздушных линий «Заводское».

История

21 января 1936 года Советом народных комиссаров Крымской АССР было принято решение об отводе земли и начале строительства аэропорта Симферополь с последующим открытием авиалинии Симферополь-Москва с мая 1936 года. До начала Великой Отечественной войны регулярными воздушными линиями аэропорт был связан с Киевом, Харьковом и другими аэропортами. Полёты на авиационные работы из аэропорта выполнялись на самолётах По-2.

В 1957 году было сдано в эксплуатацию здание аэровокзала, смонтировано светосигнальное оборудование на грунтовой взлётно-посадочной полосе (ВПП), поступили в эксплуатацию самолёты Ил-12 и Ил-14, вертолёты Ми-4. В 1960 году было завершено строительство бетонной ВПП, перрона и мест стоянок; аэропорт начал круглосуточно принимать воздушные суда в сложных метеоусловиях, в том числе новые самолёты Ан-10 и Ил-18. В 1950—1960-х годах на самолётах Ан-2 выполнялись грузо-пассажирские рейсы в районные центры Крыма, а на вертолётах Ми-4 — в Ялту. Летом 1960 года была организована эскадрилья самолётов Ту-104.

С 1964 года в аэропорту базировались также самолёты Ан-24. В 1977 году было начато строительство второй ВПП, рассчитанной на приём всех типов самолётов (на тот момент — советских Ил-86, Ил-76, Ил-62, Ту-154); эта ВПП принята в эксплуатацию в 1982 году. 19 мая 1982 года аэропорт Симферополь первым в УССР принял широкофюзеляжный самолёт Ил-86. В последующие годы на этом типе воздушного судна выполнялось ежедневно 5-6 рейсов в Москву.

В конце 1980-х годов аэродром был подготовлен в качестве «Западного запасного аэродрома» для посадки космических кораблей «Буран». В рамках этих работ на аэродроме (и в его районе) был развёрнут комплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел», а к 1982 году была построена новая взлётно-посадочная полоса с нетипичной для аэропортов длиной в 3700 метров. Летом 1989 года на аэродроме самолёт-лаборатория на базе Ту-154 имитировал посадку космического челнока «Буран» по его глиссаде, а все службы посадки отрабатывали наведение на ВПП.

В начале 2000-х годов старая ВПП (размеры 2700×45 м, PCN 22/R/B/X/T, максимальный вес воздушного судна 98 т) была выведена из эксплуатации из-за её недостаточной длины и прочности, с тех пор она используется как рулёжная дорожка D длиной 2100 м (остальные 600 м непригодны для руления). Вторая ВПП (ныне эксплуатируемая) больше и прочнее (размеры 3701×60 м, PCN 53/R/B/X/T), что позволяет принимать широкий спектр воздушных судов.

После присоединения Крыма к России

С начала марта 2014 года аэропорт Симферополя ограничил приём воздушных судов, выполняются рейсы, следующие исключительно на материковую часть России и обратно, все международные рейсы были отменены на неопределённое время.

Европейская организация безопасности аэронавигации (Евроконтроль) не признала переход воздушного пространства Крыма к России и деятельность созданной властями региона «Крымаэронавигации», на основании чего с апреля 2014 года запретила осуществление полётов над этой территорией авиакомпаниям ЕС.

Весной 2014 года Украина закрыла воздушное пространство Крыма, и код аэропорта UKFF (УКФФ) перестал использоваться. После того, как воздушное пространство Крыма перешло под фактическую юрисдикцию России, аэропорту был присвоен код УРФФ, который, согласно документам Росавиации, является национальным и не используется в системе ИКАО.

В начале июня 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение об открытии аэропорта Симферополя для осуществления международных рейсов.

3 июля 2014 года в Минтрансе РФ сообщили, что по итогам переговоров с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) было принято решение об обеспечении Российской Федерацией аэронавигационного обслуживания воздушного пространства над Крымом и территориальными водами в 12-мильной зоне. Согласно последовавшему вслед за этим опровержению Государственной авиационной службы Украины, руководство ИКАО подтвердило, что полётами над Крымом и его территориальными водами управляет Украина.

19 июля 2014 года заместитель министра транспорта Крыма Анатолий Цуркин сообщил, что авиакомпания «Грозный Авиа» совершила первый с момента присоединения Крыма к Российской Федерации международный рейс из аэропорта Симферополя в Стамбул. Самолёт при этом совершил техническую посадку в аэропорту российского города Анапа, на онлайн-табло симферопольского аэропорта вылет в Стамбул не значился, а на онлайн-табло прилёта стамбульского аэропорта Сабиха-Гёкчен значился рейс Анапа-Стамбул.

В июле 2014 года авиакомпанией Аэрофлот был организован грузовой авиакоридор Симферополь — Шереметьево с провозной ёмкостью для грузов от 20 до 40 тонн ежедневно при 10 регулярных авиарейсах.

С 11 августа рейс Симферополь-Стамбул-Симферополь, выполнявшийся авиакомпанией «Грозный Авиа» с технической посадкой в Анапе, был объявлен регулярным. В этот же день в аэропорту Симферополя пограничники впервые при проведении контроля поставили в паспорта пассажиров, отправившихся в Турцию, штамп «Симферополь, Россия». Спустя месяц, однако, авиакомпания была вынуждена отменить данный рейс.

16 ноября 2014 года та же авиакомпания «Грозный Авиа» открыла регулярный рейс Симферополь— Ереван с технической посадкой в Анапе. Согласно табло ереванского аэропорта «Звартноц», этот рейс также, как и в случае со Стамбулом, был обозначен как Анапа—Ереван.

До 2014 года аэропорт считался международным с долей иностранных рейсов в 72 %, но при этом 80 % этих рейсов соединяли Крым с российскими аэропортами. В результате, после присоединения Крыма к России, большинство международных рейсов стали фактически внутрироссийскими, а пассажиропоток лишь увеличился. По итогам 2014 года аэропорт показал рекордные показатели роста, увеличив пассажиропоток в 2,3 раза по сравнению с 2013 годом — до 2,8 миллионов пассажиров.

7 мая 2015 года Службой безопасности Украины (СБУ) было инициировано уголовное производство по факту авиарейсов российской компании «Грозный Авиа» по маршруту Симферополь-Стамбул.

9 мая 2015 года в аэропорту были открыты два терминала: после четырёхмесячной реконструкции заработал терминал «В» и начал принимать пассажиров новый терминал «А», завершались реконструкция и строительство международного сектора, двух залов ожидания и выхода на посадку, дополнительных бизнес-залов и большого зала прилёта.

14 мая 2015 года Верховная рада Украины приняла постановление о присвоении аэропорту «Симферополь» имени Амет-Хана Султана — советского лётчика-аса, национального героя крымскотатарского народа, дважды Героя Советского Союза. Руководство аэропорта по этому поводу заявило, что оно руководствуется нормативными актами Российской Федерации и реагировать на данное постановление не видит смысла. В Государственной думе России также заявили, что данное решение не имеет для России никакой юридической силы.

В середине 2015 года было объявлено о запланированном на весну 2016 года начале строительства нового аэровокзального комплекса. Победителем конкурса был объявлен проект известного архитектурного бюро «Samoo Architects & Engineers» (подразделение южнокорейской корпорации «Samsung»).

20 апреля 2016 года правительство России внесло аэропорт Симферополь в перечень аэропортов федерального значения.

В мае 2016 года началось строительство нового аэровокзального комплекса с терминалом и служебными зданиями, площадью более 78 тыс. м2, рассчитанного на обслуживание 7 млн пассажиров в год с возможностью расширения до 10 млн пассажиров в год. Общая стоимость работ оценивается в 32 млрд рублей. Строительство планируется завершить к летнему туристическому сезону 2018 года. C окончанием строительства синхронизирован ввод в эксплуатацию новой взлетно-посадочной полосы.

По итогам 2016 года аэропорт обслужил свыше 5,2 млн пассажиров, это рекордный показатель в современной истории аэропорта.

Инфраструктура

Большую часть привокзальной площади занимает обустроенная платная автостоянка. До перестройки 2015 года аэровокзал состоял из нескольких небольших зданий и следующих терминалов:

  • терминал «А» прилёта международных и внутренних рейсов;
  • терминал «B» вылета международных рейсов (сектора 1, 2 и 3);
  • терминал «C» вылета внутренних рейсов;
  • терминал «D» дипломатический (VIP) зал;
  • бизнес-зал (только вылет) — 2-й этаж терминала «B».

В результате реконструкции некоторые терминалы были расширены и/или объединены.

На площади у аэропорта находится здание, в котором располагаются офисы авиалиний, ресторан и дипломатический (VIP) зал.

Аэродром класса А, способен принимать все типы самолётов и вертолётов. Классификационное число ВПП (PCN) 53/R/B/X/T. Под ВПП и идущей параллельно рулёжной дорожкой проложен туннель автодороги Р-25 Симферополь — Евпатория (между сёлами Укромное и Родниковое).

Характерной особенностью аэропорта Симферополя является значительная удалённость ВПП от аэровокзала, а также нетипично большая длина и ширина ВПП, что обуславливает длительное руление самолётов.

Авиакомпании и направления

По состоянию на январь 2017 года, аэропорт Симферополь обслуживает авиакомпании двумя обновлёнными терминалами. В терминале А обслуживаются «Аэрофлот» и дочерние компании, остальные перевозчики — в терминале В.

 

Показатели деятельности

Аэропорт имеет прямое троллейбусное сообщение (маршрут № 9) с Симферополем (ж/д вокзал, автостанция «Курортная»). С Алуштой, Ялтой и расположенными между ними курортами (Гурзуф, Партенит и др.) аэропорт связан междугородними троллейбусными маршрутами № 54 и 55, а также частными маршрутными такси. Маршрут № 55 Симферополь — Ялта, восстановленный 25 апреля 2014 года, известен как самый длинный троллейбусный маршрут в мире.

Севастопольский автовокзал связывает с аэропортом Симферополь прямой автобусный маршрут.

В 2015 году запущен круглосуточный аэроэкспресс (брендированные скоростные троллейбусы и автобусы) от аэропорта до железнодорожного вокзала. Интервал движения — каждые 10 минут.