Аэропорт Пулково в городе Санкт-Петербург в стране Россия

На русском: Пулково

На английском: Pulkovo

Код аэропорта: LED

Широта аэропорта: 59.806084

Долгота аэропорта: 30.3083

Часовой пояс: UTC+03:00

Корректировка летнего времени: отсутствует

Название часового пояса: Europe/Moscow

Город: Санкт-Петербург

Страна: Россия

Список аэропортов в городе Санкт-Петербург: Ржевка

Аэропорт Пулково (IATA: LED, ICAO: ULLI) — международный аэропорт федерального значения в Северо-Западном федеральном округе России, единственный действующий аэропорт Санкт-Петербурга. Расположен в 20 км от центра Санкт-Петербурга в Московском районе Санкт-Петербурга (бо́льшая часть аэропорта) и Ломоносовском районе Ленинградской области (часть одной из взлётно-посадочных полос).

В 2015 году аэропорт обслужил 13,5 млн человек, таким образом заняв четвёртое место среди аэропортов России по числу перевезенных пассажиров, уступая место московским аэропортам. Пулково является базовым для авиакомпании «Россия».

С февраля 2015 года в аэропорту пассажиров обслуживает новый централизованный пассажирский терминал, включающий в себя новый терминал, открывшийся 4 декабря 2013 года и старое здание «Пулково-1», открывшееся после реконструкции 3 февраля 2015 года и предназначенное для обслуживания пассажиров внутренних рейсов. С 28 марта 2014 года прекратил свою работу аэровокзал «Пулково-2», использовавшийся для международных рейсов. Решение о его дальнейшем использовании должна принять администрация Санкт-Петербурга.

Также в аэропорту работает центр бизнес авиации «Пулково-3», обслуживающий рейсы деловой и частной авиации.

Имущество аэропорта и его эксплуатация 2010 года по государственно-частному партнерству лежит на консорциуме ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», в который входит немецкий аэропортовый холдинг Fraport.

 

История

1932, 24 июня — считается днём рождения авиапредприятия. В этот день был сдан в эксплуатацию аэродром «Шоссейная» (получивший наименование по названию ближайшей железнодорожной станции).

1933 год. Из Москвы в Ленинград прилетел флагман агитэскадрильи «Правда». Ленинградцы собрали миллион рублей для постройки супергиганта — самолёта «Максим Горький». Началось активное развитие региональных перевозок. 18 августа страна впервые отметила День Воздушного Флота.

1934 год. Создан 31-й транспортный авиаотряд, его первым командиром стал Л. Г. Крузе. Авиаотряд летал на самолётах У-2, Р-1, Р-5. Особенно важной задачей отряда стали перевозка почты и грузов.

1936 год. Заложено здание аэровокзала, самолётный парк обновился новыми, более вместительными воздушными судами Г-2, ПС-40, ПС-84.

1941 год. Линия Москва—Ленинград стала регулярной пассажирской, до этого она была почтово-пассажирской. С началом Великой Отечественной войны аэродром «Шоссейная» оказался на линии фронта и был закрыт.

1944, 27 января. Снята блокада Ленинграда, лётчики транспортной авиации приступают к мирным перевозкам. В 1945 году авиаторы Северного управления перевезли 12 000 пассажиров и сотни тонн грузов.

1948, 15 февраля. Начало послевоенной работы аэропорта «Шоссейная».

1949 год. Аэропорт Шоссейная обслуживает 14 союзных и 15 местных авиалиний. Перевезено 6305 пассажиров, свыше 333 тонн почты и 708 тонн грузов.

1951 год. Открыто новое здание аэровокзала Шоссейная по проекту архитектора А. И. Гегелло. В эксплуатацию поступила новая авиатехника: Ан-2, Ил-12, Ил-14.

С середины 1950-х годов начинается переход на эксплуатацию реактивной техники, освоение новой техники — турбовинтового Ил-18 и реактивного Ту-104.

1959 год, 15 марта, пассажирским рейсом с бортовым номером 42419 самолёта Ту-104Б на авиалиниях Северного управления началась эксплуатация реактивной техники.

1964 год. Построена другая ВПП с новым курсом 10/28 (с 1973 года по настоящее время 10L/28R).

1965 год. Введено в эксплуатацию оборудование для посадки самолётов в автоматическом режиме по метеоминимуму 1-й категории ИКАО. Аэропорт занимает второе место в СССР по пассажиропотоку (после московского аэропорта Внуково). На авиалинии вышли скоростные пассажирские самолеты большой вместимости, города Мурманск, Архангельск, Петрозаводск стали обслуживать Ан-24 и Як-40. Открылись рейсы в Петропавловск-Камчатский и Владивосток.

1971 год, 8 февраля. Аэропорт «Шоссейная» награждён орденом Октябрьской Революции.

1973 год. Открыт новый аэровокзал, который стал впоследствии называться Пулково-1 (архитектор А. В. Жук). Сооружена вторая ВПП на курсе 10/28 (10П/28Л), параллельная действующей.

1973 год, 25 апреля. Аэропорт получил новое наименование «Пулково». На смену самолётам Ту-104, Ил-18, Ту-124 поступили более современные самолёты Ан-24, Як-42, Ту-134, Ту-154, транспортный Ан-12.

1982 год. Полоса 14/32 была выведена из лётной эксплуатации и стала использоваться для стоянки самолётов.

11 апреля 1986 года был обновлён аэровокзал Пулково-2: справа и слева от старого здания пристроили два павильона. Ввод аэровокзального комплекса позволил обслуживать в 2 раза больше пассажиров международных рейсов. Аэропортом начал эксплуатироваться широкофюзеляжный Ил-86.

В 2007 году Транспортный совет при Правительстве Санкт-Петербурга утвердил план развития аэропорта Пулково. Для претворения данного плана в жизнь Правительством Санкт-Петербурга был проведён международный конкурс на разработку архитектурной концепции Централизованного пассажирского терминала аэропорта Пулково, победителем которого была признана компания Grimshaw Architects.

25 сентября 2007 года президент В. В. Путин подписал указ о передаче в собственность города Санкт-Петербурга 100 % акций аэропорта, находившихся в федеральной собственности. Правовым консультантом стала компания «Dewey & LeBoeuf», трафик-консультантом — Компания ASM, транзакционным (финансовым) консультантом компания «Citi».

21 апреля 2008 года был официально запущен конкурс по отбору участников государственно-частного партнёрства на реконструкцию петербургского аэропорта Пулково. При этом, по условиям конкурса в нём не могли участвовать компании, управляющие аэропортами, расположенными ближе 800 км к «Пулкову», в частности, все компании московского авиаузла. 25 июня 2009 года консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы», в состав которого входят VTB Bank Europe, управляющая аэропортом Франкфурта компания Fraport и греческая Copelouzos Group, стал победителем открытого конкурса на право заключения соглашения о реконструкции и эксплуатации объектов петербургского аэропорта Пулково на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). 30 октября 2009 года ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», ОАО "Аэропорт «Пулково» и Правительство Санкт-Петербурга заключили Соглашение о создании, реконструкции и эксплуатации на основе государственно-частного партнёрства объектов, входящих в состав имущества аэропорта Пулково до 2039 года. В соответствии с соглашением, ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» занимается эксплуатацией, реконструкцией и созданием новых объектов, входящих в состав аэропорта, и, начиная с 2013 года, выплачивает Правительству Санкт-Петербурга и ОАО "Аэропорт «Пулково» вознаграждение в размере 11,5 % от доходов, полученных от эксплуатации аэропорта, помимо налогов, отчисляемых в бюджеты всех уровней. Общие инвестиции в проект были оценены в 1,2 млрд евро.

29 апреля 2010 года консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы» начал управление операционной деятельностью аэропорта Пулково. Осенью 2010 года начато строительство нового аэровокзального комплекса. Три года спустя строительство главного здания централизованного пассажирского терминала и северной посадочной галереи общей площадью 105 600 м² было полностью завершено. Генеральным подрядчиком строительства выступил итало-турецкий консорциум IC/Astaldi. На привокзальной площади, перед зданием централизованного терминала, возведены парковочный комплекс, четырехзвёздочная гостиница и бизнес-центр. Подъезд пассажиров к аэровокзалу обеспечивается 2-уровневой транспортной эстакадой. В рамках соглашения была произведена реконструкция перрона № 1, благодаря которой увеличилась его площадь с 250 тыс. м² до 400 тыс. м², а также были оборудованы: площадка обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью, площадка для испытания двигателей и площадка для складирования снега.

26 августа 2013 года была открыта трасса, напрямую связавшая аэропорт и кольцевую автодорогу, однако её использование возможно только правительственными делегациями, свободное движение по дороге закрыто. Новая дорога и развязка с КАД были построены буквально за несколько месяцев.

1 октября 2013 года начались операционные испытания нового терминала с участием волонтёров. Более 5200 жителей Санкт-Петербурга выполнили роль тестовых пассажиров.

4 декабря 2013 года новый пассажирский терминал аэропорта Пулково начал принимать первых пассажиров в рамках тестовой эксплуатации.

Все пассажирские рейсы, за исключением рейсов деловой авиации, выполняются из нового терминала. 27 февраля 2014 года в него были переведены рейсы из Пулково-1, закрывшегося на реконструкцию, а 27 марта 2014 года — из закрывшегося Пулково-2.

 

Транспортная инфраструктура

С восточной стороны аэропорта к терминалу проведены съезды к Пулковскому шоссе, дорога по которому до центра Санкт-Петербурга составляет примерно 30-60 минут. Подъезд к терминалу разделен на два уровня: нижний — прилёт, верхний — вылет.

На территории аэропорта работают 4 парковки (краткосрочные P2 и P3, долгосрочная P4 и бесплатная неохраняемая P7) и трёхуровневое здание паркинга P1. Стоимость размещения автомобиля на парковке зависит от времени пребывания автомобиля на стоянке и расстояния самой парковки от терминала. Между долгосрочной парковкой и терминалом курсирует бесплатный автобус-шатл.

Также в терминале аэропорта работают службы, предоставляющие услуги проката автомобилей.

 

Автобус

Между аэропортом Пулково и самим Санкт-Петербургом проложены три автобусные маршрута до станции метро Московская:

№ 39 — автобусы Пассажиравтотранса, следующие со всеми остановками до улицы Костюшко. Время в пути составляет 20-25 минут.

№ 39Э — экспрессный вариант 39-го маршрута без остановок, также обслуживаемый Пассажиравтотрансом. Время в пути составляет 15-20 минут.

К-39 — микроавтобусы, работающие в режиме маршрутного такси со всеми остановками. Время в пути составляет 10-15 минут.

Остановка для посадки в автобусы расположена на нижнем ярусе подъезда к терминалу напротив выхода из зала прибытия.

 

Рельсовый транспорт

Долгие годы властями Санкт-Петербурга разрабатывается проект строительства скоростного железнодорожного транспорта в аэропорт, поскольку пассажиры зачастую испытывают сложности, добираясь в Пулково из города. С учетом проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, матчи которого будут проходить и в Санкт-Петербурге это проблема становится актуальнее. Для её решения предполагается несколько вариантов с использованием разных видов транспорта.

Первый вариант предусматривает строительство линии скоростного трамвая к аэропорту Пулково от станции метро Звёздная и Купчино. В июне 2016 года был объявлен конкурс на на проектирование линии. Стоимость проекта и межевания участка для строительства линии составляет 27 миллионов рублей.

Также существует вариант строительства линии аэроэкспресса в аэропорт от Балтийского или Витебского вокзала. Летом 2016 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что при текущем пассажиропотоке аэропорта потребности в аэроэкспрессе в Пулково нет. Поэтому по подсчетам специалистов аэроэкспресс будет востребован не раньше 2019 года и в случае роста пассажиропотока Пулково. Примечательно что ни проект легкорельсового транспорта ни аэроэкспресса больше не имеют привязки к чемпионату мира.

 

Интересные факты

За внешнюю форму старый терминал Пулково-1 пассажиры в шутку называют «Пять стаканов».

По версии британского издательства "The Telegraph" в 2016 году аэропорт Пулково вошёл в десятку самых красивых терминалов мира.