Аэропорт Курумоч в городе Самара в стране Россия

На русском: Курумоч

На английском: Kurumoch

Код аэропорта: KUF

Широта аэропорта: 53.50782

Долгота аэропорта: 50.14742

Часовой пояс: UTC+04:00

Корректировка летнего времени: отсутствует

Название часового пояса: Europe/Samara

Город: Самара

Страна: Россия

Курумоч (аэропорт) Самара

Международный аэропорт Куру́моч (IATA: KUF, ICAO: UWWW) — аэропорт Самары. Находится вблизи посёлка Берёза в 35 километрах севернее Самары, в 45 километрах восточнее Тольятти; таким образом, обслуживает фактически два крупных города, хотя де-юре считается только самарским. Название аэропорта происходит от одноимённого села, расположенного в 7 км юго-западнее него. Имеет статус аэропорта федерального значения.

По итогам 2011 года аэропорт входил в десятку крупнейших аэропортов России по пассажиропотоку. В 2015 году аэропорт обслужил 2 208 127 пассажиров.

Эксплуатацию аэропорта осуществляет ОАО «Международный аэропорт Курумоч», входящее в холдинг Аэропорты Регионов, дочернее подразделение группы компаний Ренова.

До банкротства в 2009 году авиакомпании «Самара» аэропорт был её базой.

Отличительной чертой аэропорта является его значительная удаленность от города - 35 км.

История

Аэропорт построен в конце 1950-х годов в связи с возникшей потребностью эксплуатации современных высотно-скоростных самолётов, требующих ВПП больших размеров; имевшийся на тот момент в Куйбышеве аэропорт Смышляевка не удовлетворял таким требованиям, а возможности расширения аэропорта не было (с севера аэродром Смышляевка ограничен железной дорогой, с юга — поймой реки Самара, с запада — аэродромом Безымянка, с востока — посёлком Смышляевка).

19 января 2015 года на территории аэропорта введено в эксплуатацию здание нового терминала. 5 апреля 2015 года здание старого терминала закрыто для пассажиров.

Основание аэропорта

Официальной датой образования аэропорта считается 19 декабря 1957 года, когда был издан приказ Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР (ГУ ГВФ) об организации в составе Приволжского территориального управления аэропорта IV класса Курумоч. Первым начальником аэропорта Курумоч назначен Н. П. Скринский.

К 1960 году аэропорт был построен и допущен к тренировочным полётам на самолётах Ил-18 и Ан-10. С февраля 1961 года в аэропорту стала базироваться отдельная эскадрилья самолётов Ан-10.

27 февраля 1961 года из аэропорта на самолёте Ан-10 впервые выполнен рейс Куйбышев — Москва (Шереметьево) с коммерческим грузом на борту.

Регулярные пассажирские перевозки открыты 15 мая 1961 года рейсом в аэропорт «Минеральные Воды» на самолёте Ан-10. Вскоре открыты регулярные пассажирские рейсы в Ленинград, Ташкент, Адлер, Тбилиси, Свердловск.

4 мая 1962 года в соответствии с приказом ГУ ГВФ от 23 апреля 1962 года Приволжским ТУ ГВФ организован 173-й объединённый отряд в составе одной авиаэскадрильи турбовинтовых самолётов Ан-10 и одной авиаэскадрильи поршневых самолётов Ли-2 и Ил-14 из состава 66-го объединённого авиаотряда (ранее базировавшейся в аэропорту Смышляевка).

19 июля 1963 года приказом Приволжского ТУ ГВФ 173-й объединённый авиаотряд преобразован в Куйбышевский объединённый авиаотряд (КуОАО) в составе летного отряда № 173 и аэропорта Куйбышев. В этом же году начата эксплуатация самолётов Ан-12 и Ту-124.

В 1970 году из аэропорта отправлено более 700 тысяч пассажиров и 27 000 тонн груза и почты.

В 1970-е годы в эксплуатацию поступили самолёты Ту-134, Як-40, Ту-154. 27 ноября 1974 года в Куйбышев прилетел первый Ту-154 с бортовым номером СССР-85080. А первый полет с пассажирами Куйбышевский Ту-154 совершил уже на следующий день рейсом 5415/5416 Куйбышев-Ленинград.(Пулково). В августе 1975 года были открыты рейсы 742/741, 746/745 Куйбышев — Москва (Домодедово) — Куйбышев, которые также выполнялись самолётами типа Ту-154. Они просуществовали до конца 1990-х годов.

В 1986—1988 годы осуществляется реконструкция аэропорта, а также строительство большого числа новых объектов.

В 1986 году завершено строительство второй ВПП, позволившей принимать самолёты Ил-86. По состоянию на конец 1980-х годов в аэропорту базировались 173-й лётный отряд (самолёты Ту-134) и 368-й лётный отряд (самолёты Ту-154, Ил-76, Ан-12).

В 1990 году пассажиропоток аэропорта достиг рекордного уровня в 3,7 млн человек.

Постсоветский период

В 1992 году аэропорт получил статус международного. В 1993 году был построен и введён в действие первый международный терминал.

В 1993 году объединённый авиаотряд преобразуется в акционерное общество открытого типа «Авиакомпания Самара», а в 1994 году создаётся открытое акционерное общество «Международный аэропорт Самара» путём выделения из ОАО «Авиакомпания Самара».

За 1993 год аэропорт обслужил около 1,7 млн пассажиров. В последующие годы из-за экономического кризиса в стране годовые объёмы авиаперевозок аэропорта неуклонно сокращались и достигли 805 тысяч человек в 2000 году. Далее начался постепенный рост.

В 2002 аэропорту возвращено историческое название Курумоч. С этого момента он называется Международный аэропорт Курумоч.

В 2003 году на территории аэропорта открылся современный бизнес-терминал.

В 2010 году впервые с середины 1990-х годов годовой пассажиропоток аэропорта перешагнул полуторамиллионный рубеж.

Реконструкция аэродрома за счёт федерального бюджета шла с 2007 года и должна была закончиться в 2014 году. В соответствии с областной программой развития пассажирских перевозок предполагалось обеспечить строительство инфраструктуры за счёт областного бюджета, а модернизацию аэровокзального комплекса за счёт средств инвестора. Предполагалось, что к 2020 году пропускная способность терминалов аэропорта вырастет до 2000 человек в час.

26 августа 2010 г. Указом Президента РФ 50,99 % акций ОАО «Международный аэропорт Курумоч», находящихся в федеральной собственности, переданы в собственность Самарской области. В свою очередь, Правительство Самарской области передало акции подконтрольному ему ОАО «Корпорация развития Самарской области». Ещё 40,16 % акций «Корпорация развития Самарской области» выкупила у частных инвесторов. В совокупности на конец 2011 года у корпорации было почти 96,2 % акций Курумоча.

В конце 2011 года ОАО «Кольцово-Инвест» (входит в ГК «Ренова») выиграло конкурс по реализации инвестиционной программы развития международного аэропорта Курумоч.

Реконструкция и строительство нового терминала

17 января 2012 года между «Корпорацией развития Самарской области» и ОАО «Кольцово-Инвест» было подписано инвестиционное соглашение о реализации проекта строительства нового аэровокзального комплекса, реконструкции и модернизации инженерных систем и коммуникаций международного аэропорта Курумоч, а также его эксплуатации. С целью реализации данного проекта инвестор создал ЗАО «Курумоч-Инвест», которое 31 мая 2012 г. приобрело 71,1773 % акций ОАО «Международный аэропорт Курумоч», принадлежащих ОАО «Корпорация развития Самарской области». После исполнения инвестиционных обязательств, как ожидается, инвестор сможет дополнительно приобрести 25,0114 % акций аэропорта.

По данным на конец 2012 года общая стоимость реконструкции аэропорта составит 21 миллиард рублей:

Продолжается реконструкция аэродрома за счёт средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» (на сумму 9 миллиардов рублей): запланирована полная реконструкция взлетно-посадочной полосы № 2 и рулежных дорожек, оборудование полосы № 2 в соответствии с требованиями третьей категории ИКАО, частичная реконструкция полосы № 1, реконструкция и расширение перрона, строительство водосточно-дренажной сети аэродрома с очистными сооружениями поверхностного стока, строительство аварийно-спасательных станций, инженерных сетей к новым объектам, патрульной автодороги и ограждения аэропорта. Взлётно-посадочная полоса № 2 уже реконструируется и должна быть введена в эксплуатацию осенью 2013 года. К 2014 году планируется закончить реконструкцию взлётно-посадочных полос, что позволит аэродрому принимать любые типы воздушных судов без ограничений по массе.

Остальные объекты реконструируются за счёт частных инвесторов, которые намерены вложить в аэропорт более 12,3 млрд руб., из которых от 4 до 5 млрд рублей будут инвестированы до конца 2014 года. Планируется до конца 2014 года построить новый пассажирский терминал площадью 42 000 кв. метров, а также грузовой терминал площадью около 6000 кв. метров. Согласно второму этапу инвестиционной программы (период с 2015 до 2018 годы) терминал будет расширен до 60 тыс. кв. м. (пропускная способность терминала составит более 3,5 млн чел. в год), а также будут построены новая гостиница, бизнес-центр, многоуровневая парковка и железнодорожный терминал.

24 декабря 2014 года ФАВТ разрешило ввод в эксплуатацию новых пассажирского и грузового терминалов аэропорта. 28 декабря 2014 в новом пассажирском терминале был обслужен в тестовом режиме первый регулярный рейс на прилет. C 19 января 2015 года все внутренние рейсы обслуживаются в новом Терминале 1 аэропорта. C 5 апреля 2015 года международные рейсы также выполняются из терминала № 1. Терминал № 2 законсервирован до 2018 года, планы по дальнейшему его использованию пока неизвестны. Возможны варианты, как возврата в него внутренних рейсов, так и сноса.

Характеристики

Аэродром Курумоч класса Б, пригоден для большинства типов воздушных судов (самолёты Ан-124, Ил-96, Airbus A330, Ту-204, DC-9, McDonnell Douglas MD-90 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов, располагает 50 стояночными местами для воздушных судов разных размеров.

На аэродроме имеется две взлётно-посадочные полосы, оборудованные современными системами посадки по приборам (ILS) по метеоминимуму I категории ИКАО (видимость на ВПП 550 м, высота принятия решения 60 м) на всех направлениях захода на посадку.

Пассажирский комплекс аэропорта представлен новым (сдан в эксплуатацию в январе 2015 года) терминалом площадью 42 600 квадратных метров пропускной способностью более 1400 пассажиров в час, который обслуживает внутренние и международные рейсы. Терминал оснащён 24-мя стойками регистрации, семью телескопическими трапами и шестью выходами к перонным автобусам для посадки и высадки пассажиров, четырьмя багажными каруселями-транспортерами (2 в зоне прилёта внутренних линий и 2 в зоне прилёта международных линий), автоматической системой сортировки багажа. В терминале работают рестораны, кафе и магазины.

Грузовой комплекс представлен новым терминалом площадью 5400 кв. метров, оснащённым оборудованием для погрузки, выгрузки и хранения грузов.

Аэропорт обеспечивает оперативное техническое обслуживание воздушных судов Ту-154Б, Ту-154М, Ту-134, Як-42, Ан-24, Ан-26.

Под оперативным управлением ОАО «Международный аэропорт Курумоч» находится вертодром санатория «Волжский Утёс», реконструированный в 2007 к саммиту «Россия — ЕС». Руководство Курумоча предлагает связать цепочкой вертолётных перевозок местные аэродромы: помимо собственно Курумоча и «Волжского Утеса», это аэродромы Смышляевка и Тольятти. Предполагается использовать также аэродромы государственной авиации: Сызрань (Троекуровка), Бобровка, Кряж, Рождествено, Кинель-¬Черкассы, Безенчук. Кроме того, имеется возможность построить вертодромы в других райцентрах области, а также на берегу Волги в черте Самары и в селе Ширяево.

По состоянию на 2010 год в Самарской области имеется около 40 вертолётных площадок, официальным эксплуатантом большинства из них является ОАО «Международный аэропорт Курумоч».

Автотранспорт

До 2005 года в аэропорту имелась крупная автостанция, с которой отправлялись автобусы по маршрутам 137 Аэропорт- Куйбышев (Самара), 626 (с 1989 года 326) Аэропорт-Тольятти, маршруты в Сызрань, Отрадный, Ульяновск, другие города Самарской области и соседних областей. На линиях Аэропорт-Куйбышев (Самара) и Аэропорт-Тольятти работали междугородные автобусы Икарус-250, Икарус-255, Икарус-256. В настоящее время автостанция закрыта. Маршруты № 137 от ЦАВ Самара и № 326 от автостанции Тольятти отменены. Маршрут № 326 в настоящее время - городской маршрут альтернативных перевозчиков в Тольятти.

В аэропорт можно добраться также на такси из Самары (700—1500 рублей) и Тольятти (600-900 рублей).