Аэропорт «Алматы» (каз. Алматы әуежайы; (IATA: ALA, ICAO: UAAA)) — международный аэропорт, первый по объёму пассажиропотока в Казахстане. Расположен в северной части города, в 15 километрах от центра Алма-Аты. Эксплуатацию аэропорта осуществляет АО «Международный аэропорт Алматы», 100 % акций принадлежат нидерландской компании Venus Airport Investment B.V., конечные собственники официальным органам Казахстана неизвестны.
Venus Airport Investment B.V. с большой долей вероятностью владеет Meridian Capital (конечные бенефициары Аскар Алшимбаев, Сауат Мынбаев (акции в управлении) и Евгений Фельд, аффилированные в своё время с «Казкоммерцбанком») и SAT Info Systems («дочка» SAT&Company, которую контролирует Кенес Ракишев и долю в которой (почти треть привилегированных акций) имеет Тимур Кулибаев через ТОО «Алмэкс Плюс»).
Взлетно-посадочная полоса длиной 4,5 километра и шириной 60 метров способна принимать все типы воздушных судов без ограничения, как по максимальной взлетной массе, так и по интенсивности полетов.
С 24 по 30 ноября 2011 года эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и Комитета гражданской авиации минтранскома РК провели сертификацию аэродрома на соответствие метеоминимуму по категории IIIB ICAO. Установка категории IIIB ИКАО в аэропорту «Алматы» является первой на всем постсоветском пространстве. Это ставит его в один ряд с лучшими аэропортами мира по техническому оснащению.
По итогам 2015 года аэропорт обслужил 4 905 307 пассажиров.
История
Существует с 1935 года. Крупнейший аэропорт в Казахстане, занимает в стране первое место по внутренним и международным пассажирским и грузовым авиаперевозкам. Интенсивность полётов достигает 15-18 взлётно-посадочных операций в час, 200—220 в сутки[4]. В 2014 году аэропорт обслужил более 4,5 млн пассажиров.
В 1972 году оснащён метеорологическим радиолокатором МРЛ-1, который в 2008 году заменён на доплеровский радиолокатор «Метеор-500» фирмы «Гемотроник». Аэродром способен принимать воздушные суда по метеоминимумам II и IIIB категории ИКАО.
17 февраля 2012 года в Москве на 32-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства Межгосударственного авиационного комитета (МАК) аэродром Международного аэропорта Алматы был признан лучшим в СНГ и получил приз «За достижения в области развития международных (категорированных) аэродромов».
На аэродроме также базируется военная авиация (самолёты Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30 и другие транспортные).
Пассажиропоток
В 2005 году составлял 1,6 млн
- 2006 — 2 млн
- 2009 — 2,7 млн.
- 2010 — 3 080 284
- 2011 — 3 665 538
- 2012 — 4 003 004
- 2013 — 4 323 224
- 2014 — 4 589 000
- 2015 — 4 905 307
Технические данные
Аэродром аэропорта — внеклассный, пригоден для эксплуатации всех типов воздушных судов. Аэропорт располагает ВПП с асфальто-армобетонным покрытием.
30 сентября 2008 года состоялось открытие второй взлётно-посадочной полосы (ВПП-2), оснащённой современным аэронавигационным оборудованием.
Транспортная инфраструктура
Аэропорт связан с центром города Алма-Ата автомобильной дорогой (время в пути — от 15 до 30 минут, в зависимости от загрузки трассы).
В аэропорт или проездом идут следующие маршруты общественного транспорта:
- Автобус №3 мкр "Орбита" - Аэропорт ( с заездом на привокзальную площадь аэропорта ). Маршрут работает только в ночное время с 21-00 до 6-00 !
- Автобус №36 жд-вокзал Алматы-1 - пос. Маяк ( 1,5 километра от аэропорта )
- Автобус №41 жд-вокзал Алматы-1 - пос. Колхозшы ( 1 километр от Аэропорта, в непосредственной близости от западного торца ВПП ) проходит по улицам Майлина и Ахметова в непосредственной близости от здания пассажирского терминала аэропорта и гостиницы "Аксункар"
- Автобус №79 Жандосова-Саина — Академия Гражданской Авиации ( улица Ахметова бывш. Закарпатская)
- Автобус №86 мкр. "Горный гигант" - пос.Альмерек
- Автобус №92 мкр. "Мамыр 1-7" (ул. Момышулы - ул. Шаляпина) — Аэропорт (с заездом на привокзальную площадь аэропорта)
- Автобус №106 мкр. "Мамыр 1-7" (ул. Момышулы - пр. Абая) — Академия Гражданской Авиации ( улица Ахметова бывш. Закарпатская)