Аэропорт Ben Gurion International в городе Тель-Авив в стране Израиль

На английском: Ben Gurion International

Код аэропорта: TLV

Широта аэропорта: 32.000454

Долгота аэропорта: 34.870743

Часовой пояс: UTC+02:00

Корректировка летнего времени: UTC+03:00

Название часового пояса: Asia/Jerusalem

Город: Тель-Авив

Страна: Израиль

Список аэропортов в городе Тель-Авив: Sde Dov

Аэропорт имени Бе́н-Гурио́на (ивр. ‏נמל תעופה בן-גוריון‏‎; IATA: TLV, ICAO: LLBG) — международный аэропорт Тель-Авива, главный израильский аэропорт. Основан в 1936 году британскими властями. Находится в 14 км к юго-востоку от Тель-Авива, около города Лод. Назван в честь Давида Бен-Гуриона, первого премьер-министра страны. Ныне за аэропорт отвечает Управление аэропортов Израиля.

Аэропорт является хабом для национального авиаперевозчика Израиля «Эль Аль» и для ряда других крупных авиакомпаний страны: Arkia Israel Airlines, Israir и другие. По итогам 2014 года, аэропорт обслужил 14 925 369 человек, а общее число взлётов и посадок составило 112 653.

Аэропорт имени Бен-Гуриона признан самым защищённым от терроризма аэропортом в мире. Он охраняется полицией и солдатами ЦАХАЛа, а также частными охранными фирмами в униформе охраны аэропорта и в штатском, чтобы поддерживать высокий уровень безопасности. Аэропорт подвергался нескольким террористическим атакам, но ни одна попытка угона самолёта не увенчалась успехом.

Аэропорт имени Бен-Гуриона три раза подряд был признан лучшим на Ближнем Востоке по параметру «удовлетворённость пассажиров».

История

Во времена Британского мандата

Аэропорт был спроектирован, спланирован и построен властями Британского мандата в 1930-х годах. В дополнение к аэропорту, британцы построили около аэродрома ЖД-вокзал (в городе Лод) и военную базу. В 1935 году началось строительство аэродрома, и в 1937 году были открыты первые бетонные взлётно-посадочные полосы; длина каждой из них составляла 800 метров, а ширина — 100 метров. Аэропорт был построен во время так-называемого «Арабского восстания», в сотрудничестве между иудеями, мусульманами и христианами. Строительством занималась местная строительная компания из Иерусалима.

Перед Второй мировой войной аэропорт обслуживал небольшое количество авиакомпаний: египетская «МасрЭйр» (сегодня называется EgyptAir) выполняла рейсы из аэропорта в несколько пунктов назначения в регионе, включая Каир, Никосию, Бейрут и Багдад. Голландская KLM пользовалась аэропортом как промежуточным пунктом при полётах из Амстердама в города Индонезии, а польская LOT выполняла регулярное авиа-сообщение с Варшавой. Czech Airlines выполняли рейсы в восточную Европу, через Италию, а британская Imperial Airways также выполняла рейсы в Великобританию. Во времена Второй мировой войны аэропорт обслуживал военные самолёты антигитлеровской коалиции и с 1 марта 1943 года превратился в военную базу ВВС Великобритании, в то же время почти полностью была приостановлена гражданская деятельность аэропорта. Сразу же после окончания войны аэропорт вернулся к обычной работе, и в 1946 году авиакомпания Trans World Airlines (TWA) начала выполнять рейсы в Нью-Йорк.

25 февраля 1946 года члены организации «Иргун» атаковали военную базу ВВС Великобритании и уничтожили 11 британских военных суда[прояснить]. Накануне войны за независимость Израиля, в конце 1947 года, в аэропорту работали 250 рабочих, большинство из них евреи. Около аэродрома жили вместе еврейские, арабские и английские семьи. Аэропорт охранялся местной «Полицией мандата», но, несмотря на это, ситуация в сфере безопасности ухудшилась. В 1948 году аэропорт был захвачен Арабским легионом, но позже освобождён израильскими войсками при ходе военной операции «Дани», в которой также были освобождены города Лод и Рамла, которые находятся недалеко от аэропорта.

С основания Государства Израиль по конец 1950-х годов

Как говорилось, в июле 1948 года аэропорт был освобождён от арабского легиона при ходе военной операции «Дани», которая была частью войны за независимость Израиля. 24 ноября 1948 аэропорт был официально открыт как международный аэропорт только что основанного государства. В первый же год после открытия аэропорта через него прошли 40 тысяч пассажиров. Аэропорт был важным звеном при принятии волны репатриации в Израиль, в особенности при операциях «Орлиные крылья» и «Эзра и Нехемия», при ходе которых в Израиль были доставлены евреи, бежавшие из Йемена и Ирака. До сегодняшнего дня аэропорт остаётся главным пунктом прибытия новых репатриантов в Израиль.

В 1949 году была основана национальная авиакомпания Израиля, «Эль Аль», и аэропорт Лод стал её главным хабом. В 1950 году авиакомпания «Аркиа» начала выполнять из аэропорта рейсы в города Эйлат, Хайфу и в кибуц Маханаим на севере Израиля. Год спустя, аэропорт был увеличен, чтобы быть способным принимать примерно 1,2 миллиона пассажиров в год; главная взлётно-посадочная полоса была удлинена, и её длина составила 2,4 тысячи метров. Также аэропорт пользовался ещё двумя взлётно-посадочными полосами, длинной 1770 и 1280 метров. В период 1957—1958 годов аэропортом воспользовались 110—130 тысяч человек. В 1953 году в аэропорту была основана государственная компания, позже ставшей Israel Aerospace Industries, крупной авиастроительной компанией.

С начала 1960-х по конец 1990-х

Когда в авиационной индустрии начали появляться реактивные самолёты, началась подготовка аэропорта к принятию такого типа самолётов, вопреки идеям построить новый аэропорт, более отдалённый от границы. Был обновлён и отремонтирован терминал аэропорта. В ноябре 1959 года в аэропорт прибыл первый реактивный самолёт De Havilland Comet, который начал выполнять регулярные авиарейсы из аэропорта в 1960 году. Также в 1959 году началась стройка дополнительной взлётно-посадочной полосы, чтобы принимать более крупные реактивные самолёты. Длина полосы составила 3000 метров; она открылась 21 декабря 1960 года, вылетом обычного, не реактивного самолёта авиакомпании «Эль Аль».

Первый большой реактивный самолёт производства компании «Боинг» совершил посадку в аэропорту в январе 1961 года.

В период 1960-х годов все внутренние рейсы были перемещены из аэропорта Лод на аэродром Сде-Дов внутри Тель-Авива, но в 1969 году внутренние рейсы вернулись в аэропорт.

В 1961 году около аэропорта открылся первый в своём типе на Ближнем Востоке авиационный отель «Авиа», в котором селились экипажи самолётов и бизнес-деятели. Из отеля каждые полчаса выходил шаттл в аэропорт, а сам отель работал 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

В 1972 году на аэропорт напали террористы; в ходе теракта, который произошёл 30 мая и выполнялся членами японской радикальной организации «Красная армия Японии», 26 человек погибли и 72 были ранены. После произошедшего, зал встречающих был отделён от самих прилетающих пассажиров специальным пуленепробиваемым стеклом.

Во время Войны Судного дня количество пассажирских перевозок понизилось, и аэропорт начал принимать самолёты, которые доставляли продовольствия и вооружения из США. Всего аэропорт принял 566 таких самолётов, в составе авиационного конвоя.

В 1973 году, после смерти первого премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона, аэропорт был переименован в Международный аэропорт имени Давида Бен-Гуриона.

После основания Управления аэропортов Израиля в 1977 году, эта служба начала улучшать аэропорт. Был построен второй этаж терминала, там находились магазины Duty Free. Были построены новые выходы на посадку, а также новый зал встречающих и новый диспетчерский пункт.

С 1990-х годов по настоящее время

В 1993 году начались переговоры о строительстве нового терминала аэропорта, поскольку старый терминал не мог справляться с возросшим пассажиропотоком. Предел для 1-го терминала — 5 миллионов пассажиров в год, но прогнозировалось удвоение количества пассажиров в течение 7—10 лет.

16 января 1994 года Правительство Израиля приняло решение о строительстве нового терминала, открытие которого планировалось на 2000 год. По разным оценкам, в связи с приближением Миллениума ожидалось большое количество паломников, которые посетят святые места в Израиле. Прогноз оправдался, и количество пассажиров, прошедших через аэропорт, действительно стало рекордным, но после начала интифады Аль-Акса количество пассажиров снизилось до 2,5 миллионов, и пассажиропоток смог превысить отметку 2000 года только в 2007 году.

Из-за судебных разбирательств строительство нового третьего терминала было заморожено до 1997 года. Многие жители окрестностей аэропорта были против строительства и расширения аэропорта, но всё же строительство нового терминала началось 25 октября 1998 года. Два года спустя турецкая строительная компания, строившая терминал, обанкротилась, и проект затянулся на ещё один год. Впоследствии турецкую компанию сменили израильские компании, но затем открытие терминала было отсрочено ещё на 18 месяцев. Новый терминал аэропорта был официально открыт 2 ноября 2004 года.

Вследствие открытия нового терминала, что вызвало падение цен на недвижимость в районе аэропорта, в суд поступили более пяти тысяч исков на общую сумму в 1 млрд шекелей.

В июне 2010 года начались работы по удлинению существующих взлётно-посадочных полос, которые закончились в 2014 году. Также началось строительство дополнительной (четвёртой) зоны в терминале 3, и строительство нового диспетчерского пункта. Новая башня АДП была пущена в действие летом 2015 года.

В 2014 году, во время военной операции «Нерушимая скала», большая часть воздушного пространства Израиля было передано Армии обороны Израиля, и это, вместе с пусками ракет из сектора Газа по центру страны, привело к задержкам и изменило авиационные маршруты. Все посадки во время операции проводились на «короткую» полосу, глиссада которой проходит с севера на юг. 22 июля ракета упала недалеко от аэропорта, что привело к отмене рейсов десятков авиалиний (преимущественно, европейских и американских), но позже воздушное движение восстановилось.

Терминалы

Терминал 1

Терминал № 1 был построен во времена британского мандата, в 1930-х годах. С тех пор он несколько раз перестраивался и разрастался с увеличением пассажиропотока, пока в 1990-х годах не принял современный вид.

До 2004-го года терминал № 1 являлся главным терминалом и обслуживал почти все международные рейсы.

Стойки регистрации рейсов в терминале № 1 находились на первом этаже. Пройдя регистрацию и сдав багаж, пассажиры поднимались на лифте «Отис» на второй этаж, где проходили паспортный контроль и таможенный досмотр. На втором этаже так же были расположены VIP-ложи, синагога и магазины дьюти фри. Пассажир, купивший в дьютифри крупные вещи, имел возможность оставить их в аэропорту и забрать по возвращении. Спустившись со второго этажа и пройдя билетный контроль, пассажиры проходили через ворота к автобусам, которые отвозили их к трапу самолёта.

Зал прибытия с паспортным контролем, багажным конвейером, таможней и отпускным пунктом дьютифри, где пассажир имеет возможность забрать купленные при отлёте товары, находились в южном конце здания терминала.

После постройки терминала № 3, терминал № 1 был временно закрыт для пассажирских авиаперевозок за исключением правительственных рейсов, или спецрейсов для репатриантов из Северной Америки и Африки.

Пока здание было закрыто, в нём проводились различные выставки, в том числе и экспозиция века «Академии искусств Бецалеля», проведённая в 2006 году.

14 февраля 2006 года Управление аэропортов Израиля инвестировало 4,3 миллиона шекелей в переоборудование терминала для обслуживания частных реактивных VIP-самолётов и для тех VIP-пассажиров, кто хочет избежать огласки и суеты в основном терминале. Аэропорт уже предложил наземный VIP-сервис через подрядчиков, но ему приходится увеличить число обслуживаемых пассажиров для оправдания инвестиций.

После глобального переоборудования стоимостью 14.5 миллионов шекелей, терминал № 1 вновь был открыт для обслуживания внутренних рейсов в Эйлат. Для этой цели был произведен ремонт одной из частей терминала, полностью переоборудован зал ожидания и открыт новый зал прилётов[5]. Дизайн терминала производился архитектором Йосефом Аса, и призван олицетворять разные уголки Израиля.

Кроме того, в июне 2008-го года была сделана первая попытка обслуживать чартерные международные рейсы на 1-м терминале. Для начала, туда была переведена регистрация пассажиров на части рейсов в Турцию. После регистрации, пассажиры проходили паспортный контроль и садились в автобусы, которые везли их в дьюти-фри зону, расположенную в 3-ем терминале.

С лета 2009-го года было увеличено количество международных рейсов с 1-го терминала, с целью превратить его в полноценный терминал для чартерных и лоу-кост рейсов.

Терминал 3

Терминал № 3 был открыт 2 ноября 2004 года. Первый полёт из этого терминала произвела авиакомпания El Al в нью-йоркский международный аэропорт имени Джона Кеннеди. Большая часть дизайна терминала была спроектирована фирмами «Black and Veatch», «Skidmore, Owings and Merrill», а также Моше Сафди, Рамом Карми и другими израильскими архитекторами.

Терминал № 3 заменил терминал № 1 в качестве главных воздушных ворот Израиля. Новый терминал способен обслуживать свыше 10 миллионов пассажиров в год, и после добавления 2 дополнительных залов (из пяти запроектированных залов в настоящее время построены три), его пропускная способность возрастёт до 16 миллионов пассажиров в год. Кроме этого спроектированного расширения, никакие изменения более не коснутся терминала № 3, из-за очень близкого расположения аэропорта к жилым районам Центра страны, так как шум взлетающих и приземляющихся самолётов будет беспокоить жителей близлежащих районов. Когда пассажиропоток возрастёт настолько, что аэропорт перестанет с ним справляться, будет построен новый международный аэропорт вдали от жилых районов.

Терминал № 3 имеет три бизнес-зала ожидания: зал «Эль-Аль Кинг-Дэвид» (в секции «D», в которой производится посадка на большинство рейсов авиакомпании «Эль-Аль») и два зала «Дан» (в секциях «B» и «C»). 24 июля 2013 года Управление аэропортов Израиля объявило о том, что в терминале № 3 запланировано построить 120 гостиничных номеров.

Терминал представляет собой многоуровневую конструкцию, где зал ожидания прибывших находится на нижнем уровне, а регистрационные стойки и дьюти-фри — на верхнем. Подъездные пути и автостоянки так же многоуровневые.

Зал отбывающих оборудован рентгеновскими установками, «просвечивающими» багаж пассажиров. Имеются более 100 регистрационных стоек. Торговый центр «Buy & Bye» открыт 24 часа в сутки для пассажиров, провожающих и случайных посетителей. На том же уровне пассажиры проходят паспортный контроль и проверку безопасности. Наклонная стеклянная наружная стена открывает вид на лётное поле и позволяет видеть взлёты, посадки и руление самолётов. Пройдя сквозь ворота в этой стене, (там же досматривают ручную кладь) пассажиры через длинный наклонный коридор попадают в звездообразное помещение, где расположены магазины дьюти-фри и рестораны. К помещению присоединены три зала — «B», «C» и «D» (в проекте построить ещё 2), которые освещены естественным солнечным освещением а также оборудованы «бегущей дорожкой», облегчающей процесс передвижения пассажиров с тяжёлой ручной кладью, и в свою очередь соединены с 8 телескопическими трапами, пронумерованными от 2 до 9. Каждый зал так же имеет по две автобусные платформы с номерами 1 и 1А — для доставки пассажиров к самолётам, не пристыкованным к телескопическому трапу.

Непосредственно у входа в терминал расположена железнодорожная платформа, а также стоянки такси, автобусов и челноков, курсирующих между этим и первым терминалом, а также автостоянкой на длительный срок. Холл терминала № 3 оборудован 8 лифтами с максимальной грузоподъёмностью 6000 кг. Также в терминале № 3 повсюду есть свободный доступ к беспроводному Интернету.

Недействующие терминалы

Терминал 2

Строительство терминала 2 началось в 1967 году. Он был открыт в 1969 году, когда авиакомпания Arkia возобновила свою деятельность в аэропорту после Шестидневной войны.

В 90-х годах, когда терминал № 1 перестал справляться с возросшим пассажиропотоком, в Терминале 2 была добавлена вспомогательная международная секция. В этой секции проводилась регистрация на международные чартерные рейсы, а также на регулярные рейсы компании Tower Air в Ньюарк. После прохождения регистрации и паспортного контроля, пассажиры переезжали на внутреннем автобусе в здание терминала № 1, где находились зал ожидания и магазины беспошлинной торговли (дьюти-фри). Международная секция действовала, пока не был построен терминал № 3.

Терминал 2 обслуживал внутренние рейсы вплоть до 20 февраля 2007 года, когда внутренние рейсы были переведены в отремонтированный Терминал 1.

В настоящее время здание терминала снесено, и на его месте строится багажный терминал компании UPS.

Терминал 4

Терминал № 4, построенный в 1999 году, планировался к открытию в 2000 году, но так и не был официально открыт. Терминал использовался для обслуживания пассажиров, прибывших из Азии во время вспышки атипичной пневмонии, а также для принятия урны с прахом Илана Рамона, погибшего во время катастрофы шаттла «Колумбия».

Аэродромный комплекс

Аэропорт Бен-Гурион имеет 3 полосы: «главную», «короткую» и «тихую».

«Главная» ВПП

Ближайшей к терминалам 1 и 3 взлётно-посадочной полосой является «главная» ВПП (12/30). Она имеет длину 3112 метров. Покрытие асфальтовое. Сопровождается по всей длине рулёжной дорожкой. Большинство посадок на этой полосе производится с запада на восток, со стороны Средиземного моря над южным Тель-Авивом (направление 12).

Летом и осенью 2007 года полоса прошла капитальный ремонт, и вновь открылась 1 ноября 2007 года.

«Короткая» ВПП

Номер полосы 03/21, длина 2780 метров. Посадка с севера на юг (направление 21). Покрытие асфальтовое. В прошлом полоса была короче, её длина составляла 1780 метров. Полоса обслуживала главным образом грузовые самолёты, принадлежащие израильским ВВС. Затем до начала обширных работ по реконструкции лётного поля полоса использовалась в качестве рулёжной дорожки для гражданских лайнеров, направляющихся на взлет с «тихой» полосы с востока на запад.

29 мая 2014 года после серьёзной реконструкции была открыта удлинённая до 2780 м полоса 03/21 для взлёта и посадки таких воздушных судов, как «Боинг-747». Это позволило на 40 % сократить количество самолётов, пролетающих над Тель-Авивом[10]. Маршрут захода на посадку пролегает над городами Рош-ха-Аин и Кфар-Касем, к северу от аэропорта. На время проведения операции «Нерушимая скала» почти весь гражданский трафик был переведён на полосу 03/21, чтобы уменьшить вероятность попадания в самолёты ракет из Сектора Газа, летящих с южной стороны.

«Тихая» ВПП

Это самая длинная полоса (3657 метров). Номер 08/26. Покрытие асфальтовое. Называется она «тихая», потому что глиссада проходит не над жилыми районами, а над сельскохозяйственными угодьями, с востока на запад (направление 26), и шум, производимый заходящими на посадку самолётами, меньше беспокоит жителей. Это самая новая полоса, она построена в начале 1970-х годов.

Летом и осенью 2007 года во время капитального ремонта «главной» полосы, «тихая» полоса оставалась единственной способной принять большие самолёты типа «Боинг-747» и «Боинг-777». Из-за участившихся ночных посадок шум, производимый приземляющимися авиалайнерами, беспокоил жителей посёлка Бней-Атарот. Администрация посёлка подала жалобу в министерство экологии, и под угрозой закрытия аэропорта Управление гражданской авиации Израиля согласилось оплатить жителям посёлка проживание в гостинице на период ремонта основной полосы.

Во время последней реконструкции аэропорта полоса 08/26 была удлинена до 4280 метров и стала использоваться преимущественно для взлёта (направление 08).

Последние изменения конфигурации аэродрома

Тот факт, что «главная» и «тихая» взлётно-посадочные полосы пересекаются в районе своих западных торцов, затруднял воздушное движение и руление, а также ухудшал безопасность полётов, поэтому диспетчеры вынуждены были увеличивать интервалы между взлётами и посадками. Чтобы в какой-то мере решить эти проблемы, в 2010 году начаты обширные работы по переоборудованию лётного поля: строительство дополнительных рулёжных дорожек, удлинение полос 03/21 (до 2780 м) и 08/26 (до 4280 м). После того, как все этапы строительства были завершены, взлётно-посадочная полоса 03/21 стала преимущественно использоваться для посадок самолётов (с севера на юг). Большинство взлётов проводится теперь с «тихой» взлётно-посадочной полосы в западном направлении. Такая конфигурация позволяет повысить безопасность полётов и сократить интервалы между взлётами и посадками. Проект завершён в мае 2014 года.