Национальный аэропорт «Минск» (белор. Нацыянальны аэрапорт «Мінск») — международный аэропорт в Минске (Белоруссия). Крупнейший по объёмам перевозок аэропорт на территории Белоруссии. Находится в 22 км (по шоссе — 42 км) от центра Минска. Создан 1 июля 1983 года как Второй Минский объединенный авиаотряд. Национальный аэропорт «Минск» — порт приписки авиакомпании «Белавиа». Добраться в аэропорт можно на автобусе, поезде, маршрутном такси, такси и на личном автомобиле. Для удобства пассажиров на привокзальной площади Национального аэропорта Минск организована работа платных охраняемых автостоянок на 150 и 1180 мест. Кроме того, есть возможность аренды автомобиля.
История
В 1977 году в окрестностях Минска началось возведение нового аэропорта «Минск-2», проект которого сначала разрабатывался в «Ленаэропроекте», но позже к его реализации подключились архитекторы «Минскпроекта». Через два года была введена в эксплуатацию взлётно-посадочная полоса длиной 3640 метров и шириной 60 метров.
В 1982 году был выполнен первый пассажирский рейс на самолете Ту-134 под руководством командира экипажа Василия Александровича Толстика.
Регулярные рейсы начались с июля 1983 года, после начала работы с рейсами внутренних авиалиний СССР. Современный аэровокзальный комплекс к тому времени ещё не был построен, поэтому обслуживание пассажиров велось во временном здании аэровокзала (ангар). Полностью строительство аэропорта было завершено спустя 11 лет после начала эксплуатации аэродрома — здание аэровокзала было достроено лишь в 1993 году.
28 марта 1989 года аэропорт приобрёл статус международного и начал принимать рейсы из-за рубежа. К 1990 году общий пассажиропоток достиг 2,2 миллиона пассажиров. После распада Советского Союза в 1991 году количество рейсов сократилось. 23 февраля 1993 года состоялось открытие нового здания аэровокзала, имеющего уникальную архитектуру и современное техническое оснащение. В 1997 году число обслуживаемых пассажиров составило 516 тысяч, в 1998 году — 480 тысяч, в 2000 — только 400 тысяч пассажиров.
В административном отношении территория аэропорта и близлежащего посёлка Сокол относится к Октябрьскому району города Минска, хотя географически он находится в Смолевичском районе Минской области. Земельный участок Республиканского унитарного предприятия «Национальный аэропорт Минск» площадью 925 га был включён в городскую черту города Минска.
Первый со времени распада СССР миллион пассажиров был обслужен Национальным аэропортом «Минск» в 2008 году. В связи со значительным увеличением пассажиропотока этот год стал знаменательным для аэропорта.
В декабре 2011 — январе 2012 года РУП «Национальный аэропорт Минск» было реорганизовано путём присоединения к нему УП «Аэропорт Минск-1» в виде филиала.
В 2013 году инструкторы по авиационной безопасности Национального аэропорта стали обладателями сертификатов Регионального бюро ИКАО.
В июле 2013 года началась реконструкция аэровокзала, модернизации подверглись зоны прилёта на 1 и 2 этажах и зоны вылета на 3 и 4 этажах, а также помещения, предназначенные для обслуживания пассажиров и багажа.
30 декабря 2014 года завершилась реконструкция аэровокзального комплекса.
Аэродром и аэровокзал
Взлетно-посадочная полоса (длина 3641 м, ширина 60 м) со светосигнальным оборудованием производства компании Siemens позволяет осуществлять посадку всех типов воздушных судов, в том числе Боинг-747-400, Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия» с максимальной взлётной массой 600 тонн. Классификационное число ВПП (PCN) 51/R/B/X/T. На стоянках одновременно могут разместиться 48 воздушных судов. Терминал оборудован шестью телескопическими трапами. Площадь аэровокзала составляет 75 000 м².
В ходе реконструкции 2014 года расширена площадь, над автомобильной эстакадой устроены навесы, в зоне вылета увеличилось количество стоек регистрации, что позволяет увеличить пассажиропоток до 6 миллионов пассажиров в год.
В 2016 году планируется замена двух телетрапов, а в 2017 году их станет семь. Для малоподвижных пассажиров на фасаде аэропорта устанавливают панорамные лифты. Они смогут доставлять людей сразу в терминал — как на вылет, так и на прилет. На привокзальной площади аэропорта планируют вдвое увеличить количество полос для въезда и выезда.
В октябре 2016 года началось строительство второй взлётно-посадочной полосы шириной 60 м и длиной 3700 м. Работы планируют завершить к ноябрю 2018 года.
Оборудование
В 2000 году в аэропорту введено в эксплуатацию светосигнальное оборудование ВПП фирмы Siemens AG. Новое оборудование и компьютерное управление работой ССО позволяет осуществлять заход на посадку воздушных судов по I—III категориям ИКАО. В 2008 году в аэропорту внедрена система общего доступа SITA CUTE (Common use terminal equipment). Любая авиакомпания, подключенная к системе SITA CUTE, получает возможность предоставлять широкий спектр услуг своим пассажирам (регистрация электронного билета, «сквозная» регистрация и т.д).
Грузо- и пассажиропоток
С начала 2000-х годов пассажиропоток в аэропорту стабильно растёт. В 2008 году он впервые в истории независимой Беларуси превысил один миллион человек. В 2009 году из-за кризиса рост замедлился. В 2010 году миллионный пассажир прибыл рейсом из Москвы уже 1 октября.
Весной 2011 года в Белоруссии экономический кризис обострился, и рост пассажиропотока снова замедлился. В июне 2011 года Национальный аэропорт Минск снова продемонстрировал рост показателей: было обслужено 1296 рейсов, что на 20,4% больше, чем в июне 2010 года. Пассажиропоток Национального аэропорта Минск по итогам июня 2011 года составил 161 939 человек, тем самым превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 11,2%. По итогам первого полугодия 2011 года в Национальном аэропорту Минск было обслужено 5942 рейса и 612 188 пассажиров. При этом прирост составил 22,4% и 21,1% соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Грузопоток по итогам января-июня 2011 года превзошел показатель шести месяцев 2010 года на 22,4% и составил 4252,1 тонн груза. 4 сентября 2011 года в 12:10 рейсом в Лондон улетел миллионный пассажир, обслуженный Национальным аэропортом Минск. По итогам 2011 года в Национальном аэропорту Минск было обслужено 13 089 рейсов и 1 430 018 пассажиров, что обусловило рост объемных показателей соответственно на 18,8% и 11,2% по сравнению с показателями 2010 года.
22 ноября 2013 года Национальный аэропорт Минск впервые со времён СССР обслужил 2 млн пассажиров
По итогам девяти месяцев 2016 года более 33% пассажиров оказались транзитными, что позволяет Национальному аэропорту официально именоваться хабом (этот статус имеют аэропорты, где трансферные пассажиры составляют более трети потока). Каждый пятый транзитный пассажир летел из Российской Федерации на Украину с пересадкой в Минске или обратно.
10 ноября 2016 года впервые в истории развития гражданской авиации Республики Беларусь аэропорт обслужил трёхмиллионного пассажира.
По состоянию на осень 2016 года 75% пассажиров минского аэропорта летают с авиакомпанией «Белавиа», 7% — с «Аэрофлотом». На третьем-пятом местах — Lufthansa, Austrian Airlines, МАУ.
Рейсы
Национальный аэропорт Минск является аэропортом базирования белорусских национальных авиакомпаний «Белавиа» и «ТрансАвиаЭкспорт». Всего на регулярной основе в 2015 году осуществляли полёты 16 иностранных авиакомпаний и 4 авиакомпании Республики Беларусь. В январе 2016 года из Минска летали 17 авиакомпаний на 56 направлениям в 28 стран мира.
В 2008 году полёты из Абу-Даби в Минск начала компания Etihad Airways — сначала дважды в неделю, с 2013 года ежедневно. В ноябре 2016-го авиакомпания объявила о намерении закрыть направление с 24 марта 2017-го, однако в январе минское представительство Etihad Airways сообщило, что рейс останется в летнем расписании 2017 года с сокращением частоты — трижды в неделю.
В 2010 году белорусским национальным перевозчиком «Белавиа» были открыты новые регулярные рейсы в Ригу, Стокгольм, Тегеран, Батуми, Екатеринбург, Москву («Внуково») и Ашхабад. Новыми партнерами Национального аэропорта Минск, которые начали выполнять регулярные рейсы, стали SunD’or (Израиль), «АэроСвит» (Украина) и «РусЛайн» (Россия) с новыми направлениями в Тель-Авив, Киев и Краснодар соответственно.
В июне 2012 года «Белавиа» открыла прямой рейс в «Толмачёво» (Новосибирск), бывший на тот момент самым протяжённым (4 часа 40 минут). Направление было закрыто в 2014 году из-за недостаточной загрузки самолётов.
С 14 апреля 2015 года собственный ежедневный рейс из киевского аэропорта «Борисполь» выполняют «Международные авиалинии Украины»[26].
25 октября 2015 года авиасообщение между Россией и Украиной было прекращено, после чего из Минска появилось сразу несколько новых маршрутов в аэропорты Украины. В тот же день «МАУ» открыли второй ежедневный рейс из «Борисполя», а с летнего расписания 2016 года самолеты летают трижды в день.
25 октября «Белавиа» запустила ежедневный рейс в Одессу, 17 декабря — в Харьков, 22 декабря — в аэропорт «Киев» («Жуляны»). С 17 июня 2016 года частота одесских рейсов была увеличена до десяти в неделю, а в летнем расписании «Белавиа» выполнялись пять ежедневных рейсов в Киев (три в «Борисполь» и два в «Жуляны»).
Украинская авиакомпания «Днеправиа» 11 ноября 2015 года запустила рейсы из Днепропетровска, а 25 декабря — из Ивано-Франковска (оба направления закрыты с марта 2016 года). С 30 ноября 2015 года украинская авиакомпания «Мотор Сич» начала полеты из Запорожья (на Ан-140, Ан-24 или Як-40).
Начать полёты в Минск пыталась низкобюджетная авиакомпания «Победа», получившая допуск «Росавиации» 20 октября 2015 года: осенью Минск должен был стать первым для авиакомпании международным направлением, однако, рейсы не были открыты из-за тарифных разногласий с Национальным аэропортом.
1 марта 2016 года российская авиакомпания UTair возобновила рейсы из «Внукова», прекращённые в феврале 2014 года.
19 июня 2016 года «Белавиа» запустила рейсы в Палангу: полёты выполнялись до 4 сентября один раз в неделю.
16 июля 2016 года «Белавиа» увеличила частоту рейсов в Одессу с 10 до 12 в неделю, а с 1 августа — с 12 до 14 в неделю.
19 августа 2016 года «Белавиа» открыла регулярные рейсы во Львов — четыре раза в неделю.
12 сентября 2016 года «Белавиа» начала ежедневно летать в «Жуковский» (Раменское), став первой авиакомпанией, открывшей регулярные рейсы в новый подмосковный аэропорт.
20 января 2017 года Iraqi Airways начала регулярные полёты в Минск из Багдада и 23 января — из Басры. Каждый рейс заявлен еженедельным по 20 февраля 2017 года.
27 апреля 2017 года «Белавиа» планирует открыть регулярный рейс в аэропорт Шарлеруа («Брюссель-Южный») с частотой три раза в неделю.
Транспортное сообщение
Между Минском и аэропортом действует автомобильное и железнодорожное сообщение. От аэропорта в Минск курсируют рейсовые автобусы № 300Э и 173Э, маршрутное такси 1400-ТК.
- № 300Э до автовокзала «Центральный» через станцию метро «Уручье» круглосуточно. Время в пути — 30 минут.
- № 173Э до микрорайона Сокол — четыре рейса с 10:00 до 16:00 в будни, летом также по одному рейсу в субботу и воскресенье. Время в пути — 16 минут.
- № 1400-ТК до автовокзала «Центральный» через станцию метро «Уручье» с 5-6 утра до полуночи. Время в пути — 45 минут.
- Дизель-поезд региональных линий (ДП3 или ДП1) до центральной станции Минск-Пассажирский — пять рейсов с 7:30 до 22:28 (из Минска с 5:35 до 20:25). Время в пути — около 70 минут, из них 55-56 минут на поезде. Железнодорожная платформа находится в пешеходной доступности от аэровокзала, но пассажиров от поезда к терминалу подвозят бесплатные автобусы. По пути от Минска до аэропорта поезд делает одну промежуточную остановку на станции Смолевичи для смены направления движения.